Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дидактический материал » 5 класс

Доклад по теме «Внедрение ФГОС по математике в 5 классе по УМК Сфера»
14.07.2015, 22:33

Внедрение ФГОС по математике в 5 классе, УМК Сфера.

Качество образования определяется его функциональностью, способностью ученика применять свои знания при решении практических проблем. Если выпускник имеет знания, но не может их применить, не может решать проблемы практической деятельности, то его образование некачественное. В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности. Приоритетным становятся:

-          достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;

-          достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.

Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. При традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т. д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

Давно  установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует и т.п.

Интерактивная доска - лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. А у сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации очень высока.  Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика.

Интерактивная доска позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к  классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа - вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивной доски. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Школьникам  нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. У них повышается концентрация внимания. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Дети чаще поднимают руку, чтобы  выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала.

В сочетании к интерактивной доске я использую цифровые образовательные ресурсы, но не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Сюда входят: электронные словари, электронные энциклопедии, электронные тренажеры, электронные учебники по предметам, видеофильмы (художественные, научно-популярные) и т.д.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

 

В этом учебном году я работаю по УМК «Сферы» «Математика. Арифметика и геометрия. 5 класс». О первых результатах эксперимента я хочу поделиться с коллегами.

В учебно - методический комплект входят:

1.      Учебник «Математика. Арифметика геометрия. 5 класс»;

2.      Тетрадь - тренажёр;

3.      Тетрадь - экзаменатор;

4.      Задачник - тренажёр;

5.      Поурочное тематическое планирование;

6.      Электронное приложение к учебнику.

Каждый элемент комплекта дополняет друг друга при изучении и закреплении материала и функционально обеспечивает качество образовательного процесса. Все компоненты УМК имеют современный красочный дизайн, единую навигацию, чёткое функциональное назначение, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.

 

Учебник - центральный компонент УМК отличается лаконичностью изложения теоретического материала, жёсткой структурированностью текста, имеет фиксированный формат   один разворот - одна тема. Такая компоновка теоретического материала делает его лёгким и доступным для чтения, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, позволяет им увидеть и сохранить в памяти взаимосвязь информационных элементов каждого урока. Работа учителя и ученика на поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.

 

 Практический опыт показал, что учебник читают не только дети, но и их родители, что позволяет им оказывать помощь при выполнении домашних заданий. Учебник так же содержит обширный и разнообразный иллюстрированный ряд, в котором эти иллюстрации являются самостоятельным источником информации. Очень нравятся ученикам разделы «В фокусе», где указаны важные детали, на которые следует обратить внимание, «Читаем и делаем», где выполнение практической работы расписано по шагам. Помогают в работе окна с примерами записи решения заданий. С удовольствием воспринимается учениками серия задач рубрики « Задача-исследование», которые помогают развивать творческое мышление.

 

 

 

 

 

Тетрадь-тренажёр – второй по важности компонент УМК является основным инструментом реализации деятельностного подхода в обучении. Материал тетради-тренажёра систематизирован по темам в соответствии с темами учебника, задания сгруппированы по видам деятельности, ранжированы по уровню сложности и служат для формирования универсальных учебных действий средствами предмета. Разнообразие заданий позволяет отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки: решение текстовых задач, отработка начальных геометрических навыков, работа с текстом, развивать творческое мышление. Главное отличие тетради тренажёра от существующих рабочих тетрадей – это функция организатора самостоятельной работы ученика, создателя основы для формирования базовых компетенций.

 Основные рубрики «Находим закономерности», «Анализируем и рассуждаем» озаглавлены интересно, необычно, что привлекает внимание учеников и стимулирует интерес к работе.

 

 

Тетрадь – экзаменатор представляет инструмент для тренировки навыков выполнения контрольных работ,  как в традиционной, так и в тестовой форме по выбору учителя.

Задачник-тренажёр является компонентом УМК, отражающим специфику предмета, он является дополнением учебника, и содержит различные по уровню сложности группы упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронный учебник - неотъемлемая часть УМК. Основным его достоинством является наличие флеш - презентаций по всем темам курса, интерактивные упражнения, виртуальные лаборатории по всем разделам курса. Ученики с огромным желанием и интересом решают задачи  на интерактивной доске, что является большим стимулом развития и сохранения интереса при изучении такого сложного предмета, как математика.

Первый опыт работы показал, что новый УМК позволил:

•         повысить качество обучения и   воспитания;

•         грамотно формировать учебную  мотивацию;

•         прививать интерес к предмету и к   процессу  познания в целом, более эффективно, чем это возможно делать при работе со старыми учебниками;

•       ученики 5б класса на протяжении всего учебного года показывают положительную  мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению, характеризуются высокой познавательной активностью, низким уровнем тревожности, низким уровнем агрессивности.

Далее происходит демонстрация электронного приложения к учебному пособию учителям.

 

Категория: 5 класс | Добавил: tich1234
Просмотров: 1853 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: